За «Экочашкой» вкусного кино

Итоги международного фестиваля экологического кино, проходившего в Москве с 1 по 3 марта

Казалось бы, экологическое кино - не слишком популярный жанр в России, тем более для непосвященных. Действительно, не так-то легко представить, как можно снимать красивые и стильные фильмы не просто о природе и животных, а об острых проблемах окружающей среды. Благодаря фестивалю «ЭкоЧашка», «зеленое кино» с каждым годом становится для отечественного зрителя более доступным и увлекательным: об этом говорят и аншлаги в залах, и бурные дискуссии после просмотра каждого фильма. А главное, такое кино не только позволяет задуматься над эко-проблемами, но и реально поменять свое отношение к окружающей среде.

Экологическая всячина 

Четвертый международный фестиваль экологического кино «Экочашка» символично стартовал в первый день весны  и проходил на двух культурных площадках столицы:  в ДК «ЗИЛ» и в центре современного искусства «Винзавод».

Фестиваль выдался богатым: организаторы разработали обширную программу, включающую различные семинары и мастер-классы для всех возрастов. Все желающие могли в любой день принять участие в акции «Обмен пакетов на сумки». Также на фестивале работал эко-маркет и пункт раздельного приема мусора: батареек, пластиковых пакетов, макулатуры. Впервые на фестивале была представлена и экологическая анимация. Но главное, это все-таки кино.

Искусная экология 

Организаторы фестиваля сделали довольно интересную подборку фильмов, не похожих друг на друга и затрагивающих совершенно разные проблемы окружающей среды. Более того, на фестивале фильмы презентовали сами авторы, с которыми после просмотра были организованы живые дискуссии.

В этом году были представлены как западные, так и отечественные экологические фильмы. Среди иностранных фильмов яркими оказались картины: «Твое большое экологическое путешествие» («YERTY our Environmental Road Trip») и «Сушилка вместо свободы».

Оказывается, экологическое кино – это не обязательно тяжелая и пугающая документалистика. Оно может быть легким и даже ироничным, что совершенно не умаляет его просветительские задачи.

Смех сквозь слезы 

Американский фильм «Твое большое экологическое путешествие» как раз выполнен в таком настроении. Три режиссера: Марк Диксон, Бен Эванс, Джулия Дингмэн Эванс  целый год весело путешествуют по Америке, наглядно показывая, как обстоит дело с экологией в стране. Один из вопросов авторов, волнующих авторов, – возможно ли их большое путешествие без мусора. По мысли фильма проблема переработки мусора – важнейшая проблема экологии в наши дни. Друзья отправляются в нелегкий путь по десяткам штатов Америки с надеждой исследовать каждый уголок страны в поисках изобретателей, которые смогли бы помочь преодолеть экологический кризис.

Фильм представляет собой более 60 коротких документальных нарезок, в каждой из которых команда авторов проводит самые смелые эксперименты. Отличный юмор и динамика картины позволяют с разных сторон увидеть отношение американцев к экологическим проблемам. 

-  «Просто матушка-природа нуждается в хорошем пиар-менеджере»,-  поделился один из режиссеров фильма Марк Диксон после премьеры фильма. 

Режиссеры наглядно показывают: не верите в глобальное потепление? Приезжайте на Аляску, и вы сами уведете, как быстро тает вечная мерзлота. Если же кто-то думает, что деревьев хватит еще на многие столетия, пожалуйста, приезжайте и посмотрите, как их выжигают добытчики угля на Аппалачах.

В то время как авторы фильма «Твое большое экологическое путешествие» изучают безумные и удивительные эко-идеи, от полного отказа от электричества, до создания стеклянной электрифицированной дороги, английский режиссер Стивен Лейк из Великобритании неожиданно ошарашивает зрителя:  бельевая веревка в США - это символ борьбы за свободу и защиту окружающей среды.

Фильм «Сушилка или свобода» на первый взгляд кажется более, чем пречудливым. В нем рассказывается об американском движении, призывающем не тратить зря энергию и сушить белье на улице. Около 80 процентов домашних хозяйств в США пользуются сушильными машинами, что колоссально влияет на окружающую среду. Причина же кроется в законах, запрещающих использовать бельевые веревки. Оказывается такой запрет включен в правила по съему жилья. Различные ассоциации домовладельцев могут за бельевую веревку оштрафовать, а то и вовсе лишить человека дома.

Бельевая веревка, по мысли автора, чуть ли не расколола американское общество. За многие десятилетия она, не без помощи электротехнических корпораций, к примеру таких, как General Electric, стала символом неблагополучной жизни. Она раздражает большинство людей, которые не хотят в буквальном смысле видеть частную жизнь своего соседа у себя под носом. Поначалу кажется, что тема довольно абсурдна и откровенно притянута за уши, однако постепенно вникаешь в «фишку» картины. По сути дела, противостояние вокруг бельевой веревки становится типичным образом современного Запада. Это очень по-американски, отстаивать, казалось бы, такую мелочь, как возможность сушить белье под солнцем, дабы экономить электричество. На фоне российских проблем, когда около твоего дома «за ночь» могут построить  опасный для жизни и здоровья завод, а твой любимый лес «закатать в асфальт», американские досады кажутся чем-то даже обидным. Но с другой стороны за такими пустяками скрывается чудовищность всей ситуации: ты не можешь быть не как все, ты не можешь «пользоваться» солнцем, ты обязан потреблять электричество. После этого название фильма «Сушилка или свобода» звучит уже не так юмористично. Начинаешь даже как-то по-другому смотреть на русское «авось», «море по колено» и другие «взмахи тяжелой русской руки».

Во второй части фильма режиссер отправился в Индию, чтобы показать резкий контраст американской жизни,  продемонстрировав так сказать все изобилие тамошних «бельевых веревок». Однако к удивлению самого автора индийцы с каждым годом стремятся к американскому типу жизни, покупая все больше электрических приборов, невзирая на уровень своего благосостояния.   

По сути дела, фильм носит антиглобалистический характер, ведь, по мнению режиссера, если худшие стороны американского образа жизни распространятся на все страны, наша планета просто задохнется. С другой стороны, после просмотра фильма появляется такое ощущение, что планета эта далеко не наша, и правила игры, устанавливаемые  государствами и корпорациями, становятся все жестче и жестче.

«Господи! Дай нашим властителям разум!» 

Показанный на фестивале российский фильм «Нити накала» режиссера Светланы Быченко как раз посвящен теме принципиальной государственной политики, которая влияет не только на отдельно взятого человека, но и, пожалуй, на всю нашу культуру в целом.

С 1 января 2011 года вступил в силу закон «Об  энергосбережении  и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», запрещающий производство ламп накаливания мощностью более 100 Вт. 

В народном обиходе «Лампочка Ильича» служила многие десятилетия советскому, а потом и российскому человеку. Привычное после своего исчезновения всегда обращает на себя внимание…  Режиссер фильма рассказывает о последнем «форпосте» лампы накаливания – пока еще действующем Калашниковском электроламповом заводе в Тверской области (КЭЛЗ).

Кино заявлено как документальная пьеса, но по сути дела, – это медитативная картина, погружающая зрителя в один долгий зимний день из жизни завода. Суровая действительность жизни простых рабочих разбавляется магической атмосферой бесконечного яркого света сотен лампочек, конвейеров, рычагов…  Примечательно, что большая часть сотрудников – это женщины, харизматичные, в чем-то даже былинные, чей труд совсем не из легких. 

- Почему нельзя оставить для человека выбор, какую лампочку покупать, почему на рынке не может быть разнообразия? - задается вопросом одна из работниц завода.

 - Государство о нас не думает, о живых людях, что будет, если завод закроют, куда деваться людям? - продолжает другая героиня фильма. 

Фильм «Нити накала» в чем-то пересекается с картиной «Сушилка или свобода»: и там и здесь у людей отбирают привычное, давая взамен «нормативное», предлагая «общий свет». Надо сказать, что в том же фильме Лейка звучит интересная мысль: энергосберегаемые приборы, как это не парадоксально, в общей массе потребляют больше электричества.

Автор пытается разобраться, так ли уж опасна эта «вредная» лампочка и безопасна ли ее «светлая» смена.  Ведь до сих пор серьезной проблемой остается вопрос утилизации энергосберегающих ламп. 

- Как утилизировать энергосберегающую лампу, нашу просто выкинул, а с этой что делать? - спрашивает работница завода.

Символично, что в кабинете директора среди портретов президента и премьер-министра висит иконостас, в котором перед иконами лежит записка:  «Господи! Дай нашим властителям разум!»

- Для нас Калашниково – это Россия», - говорит своим подчиненным директор электролампового завода. Невольно задаешься вопросом, сколько таких Калашниково рассеянно по нашей стране…  

В фильме Светлана Быченко поставила рабочим завода видеозапись, в которой заснято, как активисты молодежного образовательного форума «Селигер» торжественно хоронят лампочку накаливания и ставят ей надгробие. Однако на вопрос режиссера, кто изобрел лампочку, организаторы «похорон» лишь пожимают плечами, предполагая, что раз она называется «Лампой Ильича», то некий Ильич ее и создал. Молчаливо и грустно смотрят на это рабочие. И конечно, дело даже не в том, что молодое поколение не знает об истории лампочки, а в том, как уверенно и принципиально это поколение готово хоронить все, от чего решают отказаться современные властители… 

Молодо-зелено 

Однако на фестивале был представлен и такой фильм, который ярко показал, как современные молодые люди готовы рисковать и заниматься, казалось бы, совершенно не популярным делом. «Я выбираю лес», фильм «Всемирного фонда дикой природы в России», рассказывающий об обычном студенте 1 курса Московского государственного университета леса (МГУЛ), который пришел в профессию по собственному желанию, однако до конца еще не знает, чем конкретно ему заниматься.

Фильм повествует о том, как WWF провел конкурс и предоставил возможность одному из студентов лесных вузов посетить современные лесные предприятия и ближе познакомиться с профессией. Главный герой – Артем Тишков, которому выпала возможность проехать по нескольким регионам России и своими глазами увидеть передовые предприятия лесного сектора страны.

Путешествие заняло не так много времени, как в иностранных картинах (всего около двух недель), но этого, по словам главного героя, вполне хватило, чтобы понять все разнообразие «лесной» профессии.

Один из главных посылов фильма - в такой сфере, как лесная, важно охватывать все спектры, во всех сферах уметь разбираться и быть профессионалом. Фильм - своего рода определение героя, какую же все-таки специальность выбрать в своей профессии. Вместе с героем зритель окунается в увлекательный и сложный комплекс работ отрасли: от лесовыращивания до переработки древесины в готовую продукцию.

Как и главный герой, зритель поначалу симпатизирует лесовыращиванию и уж, конечно, не видит себя в роли лесоруба. Однако в процессе фильма становится понятно, что в профессиональном сознании рубка леса и его выращивание – это две стороны одного процесса. Здесь авторы фильма затрагивают важнейшие философские проблемы в отношении человечества к природе. Важная мысль фильма – подход к природе, предполагающий постоянную компенсацию: если что-то срублено, то это должно быть восстановлено. И уже только после того, как потеря компенсирована, появляется право это опять срубить. 

Тем не менее, в фильме рассказывается не только о позитивных сторонах лесного дела, но и о негативных, например, пробелы в законодательстве, нелегальные рубки, которые являются следствием пробелов государственной политики. 

- Человек, получивший лесное образование, выйдя из стен учебного заведения, знает какие-то нормы, правила, но он не знает, как управлять деньгами в цикле лесовыращивания. Надежда на молодых – это единственная надежда, которая может как-то вывести нашу отрасль, - говорит один из героев фильма.

Полезное кино 

Все разнообразие «зеленого» кино на фестивале «ЭкоЧашка» объединяло одно – представить экологию в новом свете. По мысли организаторов, документальное кино  - один из лучших альтернативных источников информации, а также прекрасный повод для дискуссий. «Фестиваль как свободный обмен информацией — вот основная идея фестиваля «ЭкоЧашка», - считает один из организаторов «Экочашки»  Анастасия Лаукканен. 

Безусловно, чем больше будет подобных фестивалей, тем больше людей будут обращаться к проблемам окружающей среды. Ведь художественное осмысление экологических проблем делает их понятными не только для ума, но и для сердца… 

Фото - http://www.ecocup.ru/

Раздел: