В Бонне открылся новый раунд климатических переговоров ООН

Изображение: 

6 ноября открылся COP-23, новый раунд международных переговоров в рамках ООН по именению климата. Несмотря на президентство тихоокеанской страны и повышенное, казалось бы, внимание к вопросам адаптации, а также публично продекларированную всеобщую приверженность идее открытого и прозрачного диалога, переговорный процесс уже сталкивается с непреодолимыми противоречиями, важные вопросы не включаются в повестку, а представители развивающихся стран и сеть «Друзья Земли» считают, что имидж Фиджи умело эксплуатируется для создания «красивой» картинки к старой переговорной песне.

 

Рекордное потепление

Конференция сторон рамочной конвенции ООН по изменению климата в Бонне (КОП-23) проходит на фоне катастрофических последствий изменения климата, которые прокатились разрушительной волной по всему миру в последние несколько месяцев. По данным этого года, содержание углекислого газа в атмосфере составило 410 частиц на миллион, а превышение средней глобальной температуры по сравнению с доиндустриальным периодом составило уже 1,1 градуса. Это уже совсем близко к тому уровню, к которому должны стремиться все страны, по решению Парижского соглашения (1,5 градуса Цельсия). Для сравнения, по оценкам ученых, при достижении опасного уровня в 450 частиц на миллион шанс человечества удержать потепление в рамках даже двух градусов составит всего 50%, а это создает огромные риски для людей и природы.

Как ожидается, в 2018 году выйдет научный доклад МГЭИК (международной группы экспертов по изменению климата), в котором должен содержаться ответ на вопрос о том, достижима ли еще цель в 1,5 градуса. Уже есть некоторые намеки на то, что ответ будет скорее позитивным, и тогда для откладывания странами скорейших действий по снижению выбросов парниковых газов не будет никакого оправдания. Совокупные обязательства стран на сегодняшний день ведут мир по пути более чем 3-хградусного потепления.

 

Усиление обязательств к 2020 году и диалог «Таланоа»

В таких условиях понятно, что на этих переговорах много внимания будет направлено на необходимость срочного усиления обязательств стран. Чрезвычайно важно через два года (когда начнется период действия Парижского соглашения), уже иметь сильную базу для его осуществления. Для этого создан специальный блок в рамках переговоров – так называемый «фасилитирующий диалог» или «диалог Таланоа». К сожалению, в первый день переговоров пункт с этим «диалогом» не удалось даже включить в повестку, однако, к нему планируют вернуться в ближайшую среду. Многие развивающиеся страны недоумевают, почему из поля всеобщего внимания исчезли достигнутые еще в Дохе (в 2012 году) договоренности об обязательствах на последние годы второго периода Киотского протокола, то есть, несколько лет до 2020 года. Кажется, что все развитые страны уже забыли про обязательства на 2020 год и уже переключились на 2030-й.

Другая сторона подготовки к 2020 году – это разработка «начинки» Парижского соглашения, так называемой «книги правил», или «правил осуществления» механизмов Соглашения. К сожалению, работа по этим направлениям пока не дает видимых результатов.

 

Климатическое финансирование

Другой важный момент - эти переговоры сфокусированы в первую очередь на снижении выбросов, остальные (адаптация, вопросу потерь и ущерба от наблюдаемых последствий изменения климата и др. ) оказываются на заднем плане. По словам представителя официальной делегации Эквадора, хоть переговоры по климату всегда были финансовыми переговорами, они почти никогда не приводили к реальному успеху в области финансирования. Адаптационные проекты практически никогда не создают финансовой прибыли, но они необходимы, а многие страны за неимением средств не в состоянии обеспечить их осуществление. Сейчас финансирование, выделяемое на адаптацию, составляет всего лишь 10% от всего климатического финансирования.

Понятие потерь и ущерба было включено в Парижское соглашение, но пока без реально действующих механизмов . Созданный в Варшаве в 2013 году Международный Варшавский механизм по потерям и ущербу пока не в состоянии выполнять свою миссию сбора средств для покрытия климатических ущербов с силу банальной нехватки финансирования самого этого процесса.

Вопрос климатического финансирования осложняется тем, что сейчас (формально после Киотского протокола) уже нет официальных списков «развитых» и «развивающихся» стран, и это используется как отговорка о том, что непонятно, кто кому должен платить.

Многие из стран, наиболее подверженных последствиям изменения климата, формально являются «странами со средним доходом» по классификации Всемирного банка. Таким образом, им уже не полагается безвозмездной климатической помощи, а предлагаются займы, ссуды и прочие косвенные стимулы, которые многие «условно» развитые страны-доноры рады зачесть себе как выделенное  ими климатическое финансирование. Необходимо дать четкое определение климатическому финансированию, комплекно рассмотреть широкий ряд взаимосвязанных вопросов, и, например, вспомнить, что так называемые NDCs (определяемые на национальном уровне вклады каждой страны) – это не только цели по снижению выбросов, а еще и комплекс мер по адаптации, финансированию, передачи технологий и др.

Друзья Земли и другие общественные организации за закрытие угольных шахт

В выходные перед открытием COP-23 прошла серия массовых акций общественности. Местные организаторы предпочли не говорить об изменении климата в общем, а сфокусировались на теме выведения угля из энергобаланса Германии и в перспективе – Евросоюза и всех остальных стран. Конференция проходит вблизи одной из самых больших точек добычи угля открытым способом, куда каждый день организуются экскурсии для участников COP-23. Там же в воскресенье прошли две параллельные акции – одна акция прямого действия со стороны организации Ende Gelaende («Конец истории») и согласованный марш общественных организаций, собравший несколько тысяч человек. Днем раньше более 25 тысяч представителей общественности собрались на городской марш в защиту климата и прошли по улицам Бонна с требованием климатической справедливости (справедливого распределения обязанностей по борьбе с изменением климата с учетом потребностей тех, кто наиболее уязвим) и запрета «грязной энергии» (в первую очередь добычи угля).

 

А что же Россия?

Россия пока не делала громких заявлений на COP-23. Однако, на этот раз присутствие России в пространстве конференции заметно чуть больше – появился открытый павильон, где посетителей угощают чаем из самовара и предлагают сфотографироваться с матрёшкой.

Все чаще в разговорах вместо знакомой аббревиатуры БРИКС (группа стран, включающая Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку) используется понятие BASIC (то же самое, но без России). А Россия, наряду с Саудовской Аравией, некоторыми рассматривается как страна, которая скорее будет тормозить переговорный процесс, затягивая принятие решений. Для этого, к слову, уже приняты определенные поправки, которые позволяют, например, продолжать переговорный процесс без наличия одобренной повестки.

Климатический Секретариат Российского социально-экологического на COP-23 представил Позицию РСоЭС к боннскому раунду климатических переговоров. Мы надеемся на скорейшую ратификацию Россией Парижского соглашения. Мы также надеемся, что Россия проявит себя на переговорах прогрессивно и будет способствовать разработке и принятию адекватных и амбициозных решений для спасения климата, и что главными российскими козырями окажутся не атом и леса, а энергоэффективность и энергосбережение и проекты по возобновляемой энергетике.