Итоги работы Минэкологии Московской области в деле сохранения ООПТ региона

Аватар пользователя Петрович

Думские "выборы" 4 декабря 2011 года привели к кадровым перестановкам в Министерстве экологии и природопользования Московской области. Нынешний губернатор области Борис Громов отказался от своего мандата депутата Московской областной думы, который, в итоге, достался министру экологии Алле Сергеевне Качан. Так тихо и незаметно, после 10 лет руководства, А.С. Качан ушла со своего поста, в то же время оставив заметный след в системе охраны природы региона. Не буду сейчас касаться всех направлений деятельности А.С. Качан как министра, а остановлюсь, пожалуй, на самом ключевом аспекте – в сохранении и развитии системы ООПТ регионального значения. Ведь от того в каком состоянии находится система ООПТ, как она функционирует, зависит экологическое благополучие всего региона.  Примечательно, что это признают и на уровне министерства, но, как показал Вилен Лупачик в блоге Дружины охраны природы биофака МГУ, обычно все ограничивается только красивыми отчетами и словами.

Согласно Положению о Министерстве экологии и природопользования Московской области (Постановление Правительства МО от 17.09.2007 N 681/27) одной из задач Министерства является сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, биологического разнообразия на территории Московской области. Для выполнения этой задачи Минэкологии осуществляет следующие полномочия (выделены те из них, которые напрямую касаются ООПТ):

1)    Подготовка предложений Правительству Московской области по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий;
2)    Государственного контроля в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;
3)    Обеспечение проведения комплексного экологического обследования территорий и решение вопроса о разработке материалов по организации особо охраняемых природных территорий областного значения;
4)    Передача памятников природы Московской области и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов;
5)    Ведение кадастра особо охраняемых природных территорий областного значения;
6)    Проведение инвентаризации особо охраняемых природных территорий областного значения и утверждение ее результатов;
7)    Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, утверждение заключений общественной экологической экспертизы.

По сути, сейчас все полномочия в области сохранения и развития системы ООПТ регионального значения сосредоточены в руках Минэкологии, и, соответственно, на Минэкологии лежит и вся ответственность за происходящее в этой сфере.

Финансирование системы ООПТ регионального значения идет за счет областной целевой программы «Экология Подмосковья». Из текста этой программы легко проследить, на что тратились средства, в каком объеме, ну и, в конце концов, понять, каковы были планы и какие фактические результаты на сегодняшний день.

Итак, поехали:

      Областная целевая программа «Экология Подмосковья на 2001-2002 год»
      Наиболее для нас интересен пункт 3.2.2. Разработка проекта природного парка «Бисеровский» в Ногинском, Балашихинском и Щелковском районах Московской области. Выделенные средства 700 тыс.руб.
      Вначале 2000-ых общественность активно добивалась от подмосковных властей создания этого природного парка (подробнее об истории проблемы и о самом озере «Бисерово» http://kosta60.livejournal.com/3881.html). В итоге, дело ограничилось только проектом. За 10 лет парк так и не был создан, его уже нет даже в планах. К сожалению, озеро «Бисерово» продолжает деградировать, берега интенсивно замусориваются, несмотря на все усилия волонтеров и небезразличных местных жителей. В то же время, озеро уже и так имеет охраняемый статус памятника природы регионального значения и находится в ведении Минэкологии, но ни охраны, ни каких-либо других действий, направленных на сохранение уникального объекта, со стороны Министерства не наблюдается.

      Областная целевая программа «Экология Подмосковья на 2003-2004 год»
      п. 4.1. Разработка проекта природного парка «Черустинский» в Шатурском районе. Выделенные средства 800 тыс.руб.
      Итог: природный парк «Черустинский» так и не был создан. Сейчас его нет даже в планах. Теперь эта территория входит в состав другого проектируемого природного парка «Ворота в Мещеру», подробнее о котором будет сказано ниже.

      Областная целевая программа «Экология Подмосковья на 2005-2006 год»
      п.3.2. Разработка схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Московской области. Выделенные средства 1 млн. 700 тыс. руб.
      п.3.3. Инвентаризация особо охраняемых природных территорий Московской области. Выделенные средства 1 млн. 900 тыс. руб.
      Итог: деньги освоены в полном объеме, но их не хватило. Работа продолжена и в 2007-2008 годах.
      п.3.4. Проектирование природного парка «Ворота в Мещеру» на территории Егорьевского, Луховицкого и Шатурского районов. Выделенные средства 1 млн. руб.
      Итог: работы не проведены, средства не израсходованы.

      Областная целевая программа «Экология Подмосковья на 2007-2008 год»
      п.2.1. Проектирование природного парка «Ворота в Мещеру» на территории Егорьевского, Луховицкого и Шатурского районов. Выделенные средства 5 млн. руб.
      Итог: деньги освоены в полном объеме, но парк так и не был создан. Прошли годы, и оказалось, что Министерству нужно еще этот парк попроектировать, и в программу Экология Подмосковья уже на 2011-2013 годы был внесен пункт «Подготовка материалов для организации природного парка «Ворота в Мещеру». Похоже, это очень увлекательное занятие – парки проектировать, но не создавать.
      п.2.2. Разработка проекта особо охраняемой природной  территории областного значения "Долина реки Любинка Озерского района". Выделенные средства 1 млн. 600 тыс. руб.
      Итог: деньги освоены в полном объеме. По доброй традиции данная ООПТ не создана до сих пор.  
      п.2.3. Продолжение работ по разработке Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий  Московской области  и материалов инвентаризации особо охраняемых природных территорий. Выделенные средства 11 млн. 700 тыс. руб.
      Итог: деньги освоены на 94,9%. Формально инвентаризация ООПТ (как наземная, так и документарная) проведена в полном объеме. Для каждой ООПТ (сейчас в Московской области 160 природных заказников и 80 памятников природы) есть акт инвентаризации, где описано текущее состояние объекта и прописаны меры, которые необходимо осуществить для улучшения его состояния и функционирования. Предполагается, что акт инвентаризации является основанием для внесения изменений в режим охраны, изменения границ ООПТ, т.е. проведению «реорганизации» ООПТ. Но на деле оказывается, что причиной реорганизации является не объективное и научно обоснованное состояние ценного природного объекта, а реализация какого-нибудь хозяйственного или коммерческого проекта на его территории, изначально противоречащему режиму охраны и целям создания ООПТ. В полной мере это стало понятно при проектировании Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), когда Минэкологии, во главе с А.С. Качан, просто-напросто сдали четыре «своих» ООПТ, изменив их границы в нужную сторону (подробнее об этом…). Любопытно и отношение Минэкологии к мнению природоохранной общественности: Дружина охраны природы биофака МГУ неоднократно обращалось в это ведомство по разным вопросам, в том числе и по вопросам реорганизации, и получала иногда очень неожиданные ответы (советую почитать, очень смешно).
      Что же касается Схемы развития и размещения ООПТ, то она была утверждена в 2009 году на период до 2020 года. Схемой предусмотрено организация 37 новых ООПТ областного значения, в том числе 3 природных парка – «Верхнерузско-Москворецкий», «Журавлиный край» и «Ворота в Мещеру», 19 государственных природных заказников, 6 памятников природы, 1 природный микрозаповедник, 3 особо охраняемых водных объекта, 4 прибрежные рекреационные зоны и 1 природно-исторический комплекс. Все бы хорошо, но как-то не очень. Подробнее об этом ниже.  
      п.2.5. Разработка проекта особо охраняемой природной территории областного значения природный парк "Верхнерузско-Москворецкий" на территории Можайского и Шаховского районов. Выделенные средства 3 млн. 500 тыс.руб.   
Итог: все аналогично природному парку «Ворота в Мещеру» - деньги освоены в полном объеме, парк не создан, на 2011-2013 годы опять запланировано его проектирование.
     п.2.6. Подготовка материалов для организации государственных природных заказников "Переходное болото к югу от д. Боборыкино" и "Переходные болота междуречья рек Вори и Шани", особо охраняемого водного объекта "Озеро Чудцевское" в Истринском, Лотошинском, Можайском районах Московской области. Выделенные средства 4 млн.руб.   
     Итог: деньги освоены в полном объеме, подготовлены проекты положений, но…и по сей день, эти ООПТ в Московской области не созданы.
     Областная целевая программа «Экология Подмосковья на 2011-2013 год»
     п.3.1. Подготовка материалов для организации природного парка «Верхнерузско-Москворецкий» (продолжение). Выделенные средства 6 млн.700 тыс.руб.
     Итог: Информация о размещении заказа на выполнение этих работ http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=1219530.  Конкурс признан несостоявшимся, контракт заключен с единственным участником – Некоммерческая организация Природоохранный фонд Верховье. Эта организация известна тем, что именно она готовила материалы и была заказчиком экологической экспертизы, обосновывающей изменение границ подмосковных ООПТ для строительства ЦКАД.
      п.3.2. Подготовка материалов для организации природного парка «Ворота в Мещеру» (продолжение). Выделенные средства 6 млн.100 тыс.руб.
      Итог: Информация о размещении заказа на выполнение этих работ http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=1258454. Конкурс признан несостоявшимся, контракт заключен с единственным участником – ООО Геоэкологический центр "Изыскания. Проектирование. Мониторинг".
      п.3.3. Подготовка материалов для организации природного парка «Журавлиный край». Выделенные средства 7 млн.500 тыс.руб.
      Итог: Информация о размещении заказа на выполнение этих работ http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=1220188. Сначала конкурсной комиссией было отказано в допуске единственному участнику – Межрегиональной общественной организации «Русское общество сохранения и изучения птиц имени М.А. Мензбира». А в декабре 2011 года на сайте Минэкологии Московской области появился проект Постановления Правительства МО «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Экология Подмосковья на 2011-2013 годы», где природный парк «Журавлиный край» был попросту исключен из планов по проектированию и финансированию.
      Более того, по неподтвержденной информации из Министерства, нет перспектив и в организации двух остальных природных парков, т.к. у Московской области нет денег на содержание дополнительных учреждений.  Подробнее о провале Министерства экологии…
      п.3.4. Комплексное экологическое обследование государственных природных заказников и памятников природы для подготовки материалов по их реорганизации. Выделенные средства 7 млн. 50 тыс.руб.
      Итог: Информация о размещении заказа на выполнение этих работ http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=1269053. Конкурс состоялся, победитель конкурса – Некоммерческая организация Природоохранный фонд Верховье. Фонд Верховье и Минэкологии уже дискредитировали себя при заказной реорганизации 4-х подмосковных заказников для возможности строительства на их территории ЦКАД. Кроме этого, реорганизация ООПТ представляет собой и механизм легализации существующих нарушений на ООПТ, которые были допущены Минэкологии (по неподтвержденной информации незаконно застроенные участки планируется, путем реорганизации, исключить из состава ООПТ) – пример, заказник «Озера Долгое, Нерское, Круглое и их ближайшее окружение» в Дмитровском районе, памятник природы «Долина рек Хрипань и Куниловка в п.Кратово» (эти ООПТ включены в перечень для реорганизации. С полным списком можно ознакомиться здесь http://mep.mosreg.ru/norm_prav_acts/1954.html).
     п.3.5. Восстановление и сохранение памятника природы областного значения «Нагорная дубрава Улитинская». Выделенные средства 1 млн.300 тыс.руб.
     Итог: Информация о размещении заказа на выполнение этих работ http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=462143. Конкурс признан несостоявшимся, летом 2011 года заключен контракт с единственным участником – Некоммерческая организация Природоохранный фонд Верховье на сумму 600 тыс. руб. Интересен сам вид работ по «восстановлению и сохранению» - до декабря 2011 необходимо, согласно техническому заданию, выполнить устройство минерализованной противопожарной полосы шириной не менее 1,5 метра по границе памятника природы, удалить ветошь вокруг стволов молодых деревьев дуба, оградить эти стволы и подвязать повязачками, изготовить и установить информационные аншлаги в количестве не менее 6 шт., написать отчет с фотографиями…Без комментариев. Как сойдет снег, обязательно туда съездим и посмотрим для начала формальную сторону вопроса (все ли из заявленного сделано), и, кроме этого, реальную обстановку в этом памятнике природы, на сколько он после этих действий восстановился и сохраняется.
     п.3.6. Инвентаризация особо охраняемых природных территорий.  Выделенные средства 3 млн.100 тыс.руб.
     Итог: данный заказ на данный момент еще не размещен.


      С таким Министерством этим планам просто несуждено сбыться...

     Подводя итог всему вышеизложенному, можно говорить, что Министерством экологии и природопользования Московской области, под руководством А.С.Качан, была полностью провалена работа в области развития сети особо охраняемых природных территорий. За все время существования Министерства (начиная с 2001 года) было создано всего две ООПТ (!) – памятники природы «Котловина озера Михалевское» (140га) и «Верхнемоскворечье» (268га) в Можайском районе. В остальных случаях дела ограничивались лишь проектированием. Полностью провалилась затея с организацией в области природных парков. Наиболее показательным является исключение природного парка «Журавлиный край» из планов работ и финансирования (объясняется нехваткой денег, но в это трудно поверить, когда, например, на мнимое обводнение торфяников в Подмосковье тратятся миллиарды). Реорганизация ООПТ, благодаря Министерству, сейчас воспринимается скорее, как возможность «подвинуть» ООПТ в нужную сторону, если она мешает реализации того или иного хозяйственного проекта (пример ЦКАДа тому доказательство). Теряется весь смысл в территориальной охране природы – зачем тогда вообще организовывать заказники, памятники природы, если легко можно поменять их границы, в случае, если вдруг они стали кому-то мешать.
      Чего тут скажешь… Хочется быть оптимистом и пожелать Алле Сергеевне Качан успехов в работе на новом месте, и надеяться, что новый глава Минэкологии Михаил Яковлевич Воронцов учтет все ошибки своего предшественника и начнет менять ситуацию к лучшему.

      P.S. Разумеется, территориальная охрана природы не ограничивается созданием новых и реорганизацией старых ООПТ. Важно сохранять, то, что есть, в первую очередь, обеспечивая соблюдение режима охраны территории. Мало поставить информационный щит в лесу, необходимо содержать штат инспекторов, проводить просветительскую работу с населением, контролировать деятельность землепользователей и т.п. Как Минэкологии осуществляет охрану «особо охраняемых» природных территорий будет написано в следующей части. Продолжение следует...