В Подмосковье изменили границы памятника природы для жилищной застройки

Теперь на подмосковных особо охраняемых природных территориях можно строить. Это может быть жилищное строительство или строительство дороги, а может и то и другое. Нужно лишь обратиться в Министерство экологии и природопользования. Там помогут. Уточнят границы, проведут реорганизацию, и вуаля - теперь нужные земельные участки уже в состав ООПТ и не входят, все просто. Как это произошло с памятником природы Одинцовского района "Мозжинский овраг", в блоге Дружины охраны природы МГУ ([info]dop_mgu) рассказал Вилен Лупачик.


Рис.1. Схема территории памятника природы областного значения "Мозжинский овраг" до и после реорганизации. Новые границы обрисованы по материалам Паспорта на памятник природы, утвержденного постановлением Правительства Московской области от14.07.2011 № 706/26. Старые границы обрисованы по материалам Паспорта на памятник природы, утвержденного решением Мособлисполкома от 21.12.89 №1297/40.

14 июня 2011 года постановлением Правительства Московской области был реорганизован памятник природы «Мозжинский овраг» (Одинцовский район). Проект этого постановления готовился непосредственно Министерством экологии и природопользования Московской области, которое формально отвечает за все ООПТ регионального значения. В результате реорганизации был изменен режим особой охраны и границы памятника природы. И если изменения в режиме охраны кажутся вполне безобидными и иногда даже нужными, то изменения в границах вызывают множество вопросов.   

Выше представлена схема территории памятника природы областного значения «Мозжинский овраг» до и после реорганизации.

Вообще говоря, реорганизация ООПТ в первичном понимании означает возможность внести изменения в режим охраны, уточнить границы, иногда добавить не выявленные ранее ценные природные территории. Для Московской области это более чем актуально, т.к. большинство заказников и памятников природы были созданы 20-30 лет назад еще во времена СССР. Многое с тех пор изменилось, изменились природоохранное законодательство, поменялись неблагоприятные факторы, которые могут причинить вред  объектам охраны. К сожалению, благодаря деятельности Минэкологии, реорганизация сейчас воспринимается совсем по-другому, а именно, как своего рода инструмент для легализации хозяйственной деятельности, изначально запрещенной режимом охраны ООПТ. Не стал исключением и памятник природы «Мозжинский овраг».   

Видно, что в результате реорганизации из состава памятника природы были исключены два участка, и, как оказалось, неспроста.  

Северный участок (участок №1 на Схеме, полоса леса вдоль автодороги А-107), по всей видимости, исключен для возможности расширения дороги под строительство ЦКАД. Это ясно видно из материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) намечаемого строительства ЦКАД в Одинцовском районе:

Рис.2. Проектируемая ось Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) по материалам Оценки предполагаемого воздействия на окружающую среду (ОВОС) по 5-ому пусковому комплексу.

Это уже не первый случай, когда Минэкологии вместо того, чтобы хоть как-то защитить подведомственные ООПТ от строительства ЦКАД и добиваться альтернативных вариантов прохождения этой дороги, просто напросто изменяет в «правильную» сторону границы ООПТ (подробнее...).

Не менее важен и южный участок, исключенный из состава памятника природы. По данным публичной кадастровой карты на данной территории расположено два лесных участка, находящихся в рекреационной аренде. Кадастровые номера этих участков 50:49:0010110:78 и 50:49:0010110:79.

Рис.3. Данные публичной кадастровой карты по земельным участкам, исключенным из состава памятника природы "Мозжинский овраг".

Как стало известно, Правительство Московской области планирует перевести участок 50:49:0010110:79 из состава земель «лесного фонда» в земли «населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для жилищного строительства и рекреационной деятельности» (ссылка на проект Постановления). В тоже время, до реорганизации памятника природы на данной территории запрещалось всякое строительство. По сути, на наших глазах идет процесс изъятия из общего пользования лесных участков, к тому же, находящихся на особо охраняемой природной территории, под жилищное строительство. А Министерство экологии тут выступает уже не как государственный орган, отвечающий за охрану окружающей среды региона, а как, скорее, полноправный участник «распила» федеральных лесных земель и региональных ООПТ.

Очень примечательна позиция самого Министерства по этому вопросу. Согласно официальному ответу Минэкологии, поступившему Дружине охраны природы биофака МГУ, при проведении реорганизации памятника природы областного значения Мозжинский овраг «было лишь уточнение площади (описание границ памятника природы в географических координатах)». Что на самом деле представляет собой так называемое «лишь уточнение площади» легко увидеть Рис.1.  Ну а причины, по которым так внезапно Министерству понадобилось эти границы уточнять, я думаю, уже всем понятны.

Стоит еще отметить, что при проведении данной реорганизации Минэкологии Московской области были нарушены нормы Федерального закона «Об экологической экспертизе» - не была проведена экологическая экспертиза регионального уровня проекта нового Паспорта на ООПТ, материалов обоснования  необходимости реорганизации, не было проведено никаких обсуждений данного проекта с общественностью.  По фактам этих нарушений в Генеральную прокуратуру РФ свою очередь обратился и Гринпис России.

Категория: