Общественный экологический контроль подтвердил факт засыпки русла р. Клязьма в городском округе Химки

11 апреля, в среду, активисты движения "Экооборона", защитники Химкинского леса, журналисты и сотрудник НП «Прозрачный мир» провели выезд в городской округ Химки и Солнечногорский район и выяснили обстановку на месте проведения незаконных работ по строительству скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург (М-11). В настоящем сообщении публикуются отчет «Прозрачного мира» о выезде в городской округ Химки на место засыпки р. Клязьма (информация по Солнечногорскому району будет опубликована позднее).

Как мы уже сообщали ранее, по планам строителей автодороги, излучина р. Клязьмы протяженностью более 1 км планируется к засыпке, а на ее месте должны разместиться подъездные дороги к «Пункту взимания платы № 4». Но дороги займут лишь небольшую часть уничтожаемой природной территории, а основные площади в бывшей пойме реки и на месте ее засыпанного русла планируется использовать для "объектов обслуживания и административно-деловых объектов" (по пока неутвержденному Генеральному плану городского округа Химки).

Согласно полученным ранее данным с космического спутника Eros-B (информационный центр НП «Прозрачный мир» сообщал об этом 11 апреля 2012 г.), засыпка естественного русла р. Клязьма началась не позже 16 марта 2012 г.; основной сток воды был при этом перенаправлен в искусственное спрямление реки - канал. Задачей общественного экологического контроля было проверить эту информацию непосредственно на месте событий.

Итак, что же мы увидели рядом с Шереметьевским шоссе, в 1 км от аэропорта Шереметьево?

Отрезок русла р. Клязьма протяженностью 300 м ПОЛНОСТЬЮ, ВРОВЕНЬ С БЕРЕГАМИ ЗАСЫПАН грунтом. Все кустарники и деревья, росшие на берегу реки на этом участке, все луга, находящиеся по обоим берегам Клязьмы на протяжении этих 300 м, уничтожены. Сейчас на этом месте располагается строительная площадка с кучами песка и глины, где ничего не напоминает о том, что здесь когда-то протекала живописная река.

Рис. 1. Стройплощадка на месте уничтоженной реки

Рис. 2. Здесь протекала р. Клязьма (справа - остатки русла)

Рис. 3. Остатки деревьев на бывшем речном берегу

Новое «русло» Клязьмы, которое ей «предложили» вместо засыпанного участка – это прямой как стрела канал, сооруженный еще в период с осени 2010 по весну 2011 г. Его берега укреплены габионами (крупным щебнем в оцинкованной металлической сетке), что не позволит поселиться и нормально сущестововать ни околоводным растениям, ни животным. Все деревья и кустарники, росшие по ходу канала, вырублены. Осталась лишь одна береза, корни которой завалили вынутым при строительстве грунтом, и несколько обломанных тяжелой техникой, чудом уцелевших кустов ивы. Вода, ранее самоочищавшаяся при помощи естественной водной и полуводной растительности на всем протяжении длинной излучины, теперь будет быстро, не задерживаясь в изгибах, стекать по искусственному руслу. Ускорение течения уже сейчас заметно невооруженным глазом.

 

Рис. 4. Канал - искусственное спрямление русла Клязьмы

Рис. 5. Так теперь выглядят берега р. Клязьмы выше спрямленного участка

Рис. 6. Береза, уцелевшая на строительной площадке рядом с каналом

Однако еще остается нетронутым отрезок речной излучины длиной примерно около 1 км – он пока не засыпан. На этом участке находится уникальный для городского округа Химки пойменный лес, где растут ивы, березы, серая ольха, рябины, разнообразные кустарники и пр. Поскольку вне поймы Клязьмы ландшафт сильно преобразован (поля, дороги, крупный техногенный объект - аэропорт Шереметьево), то этот сравнительно небольшой (порядка 4 га) пойменный лес играл и продолжает играть очень большую роль в поддержании природного биоразнообразия городского округа Химки. Здесь гнездятся и останавливаются на сезонных пролетах различные мелкие певчие птицы, постоянно обитают зайцы и ежи. На участке, который планируется уничтожить, в 2010 г. обнаружены редкие виды растений, в их числе - колокольчик широколистный, занесенный в Приложение 1 к Красной книге Московской области («Список редких и уязвимых таксонов, не включенных в Красную книгу Московской области, но нуждающихся на территории области в постоянном контроле и наблюдении»).

Рис. 7. Пока незасыпанная часть реки

Рис. 8. Отвалы грунта сползают прямо в воду - река приобрела бурый цвет

Рис. 9. Этот лесок на склоне вдали уже обречен на вырубку и уничтожение

Участок излучины р. Клязьма до начала строительства автотрассы в силу своего расположения имел также важное рекреационное значение - жители г. Химки, москвичи специально приезжали, чтобы отдохнуть на незастроенных речных берегах.

Между тем, река Клязьма на всем своем протяжении в городском округе Химки является основным водотоком второго пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 N 45). Ко второму поясу зоны санитарной охраны относится полоса шириной в 500 м по обоим берегам основного водотока, в данном случае Клязьмы. Этот факт накладывает целый ряд серьезных ограничений на хозяйственную деятельность. Согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам, во втором поясе ЗСО запрещены рубки леса, кроме санитарных рубок и рубок ухода. Кроме того, "территория ЗСО относится к зоне ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения, где ... развитие населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства ограничиваются ассимиляционной способностью почв и водных объектов (их способностью к самоочищению)".

Строительными работами затронута также водоохранная зона, ширина которой у р. Клязьма - 200 м. По Водному кодексу Российской Федерации в пределах водоохранных зон запрещено передвижение транспорта, кроме как по существующим дорогам. А в данном случае строительная техника перемещалась по пойме свободно, вне ранее существовавших дорог. Пойменный лес, о котором шла речь выше, целиком находится в водоохранной зоне, а закон защищает такие леса - в них, согласно Лесному кодексу Российской Федерации, запрещены сплошные рубки и размещение объектов капитального строительства, к которым, безусловно, относятся "административно-деловые объекты", предусмотренные Генпланом городского округа Химки, и "пункт взимания платы".

Работы были произведены и в пределах прибрежной защитной полосы шириной 30-50 м, которая выделяется вдоль берега любого водоема в целях его защиты от эрозии и ограничивает способы ее хозяйственного освоения. Водный кодекс, в частности, запрещает размещать в границах прибрежных защитных полос отвалы размываемых грунтов и производить распашку. На посещенном же нами участке излучины р. Клязьма огромные отвалы грунта располагались местами всего в 3-4 м от уреза воды, почвенный слой был перевернут и смешан с привозным строительным грунтом.

Более того, засыпка русла р. Клязьма и другие произведенные в ее пойме земляные работы (прокладка технических дорог, сооружение навалов грунта и пр.) незаконны, так как производились вне установленной полосы отвода автодороги скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург (М-11) (по данным Публичной кадастровой карты).

Приходится констатировать, что в данный момент в городском округе Химки на р. Клязьма совершается массовое нарушение норм лесного, водного, земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, а значит - происходит самое настоящее экологическое преступление. Задача каждого - попытаться сохранить тот участок излучины р. Клязьма, который еще не подвергся уничтожению.

Рис. 10. Этот мир уйдет навсегда...Пойменный лес в излучине р. Клязьма

Категория: