Поход на МосГорДуму

Аватар пользователя МосЭко

Дорогие друзья, всем привет!

В конце той недели вы могли видеть у нас в социальных сетях посты о том, как мы ходили на круглый стол по проблемам раздельного сбора отходов в Московской Городской Думе.

С небольшой задержкой, но все же публикуем для вас подробный отчет о походе.


Кратко и тезисно расскажем о происходившем на заседании и выразим несколько собственных замечаний:

1. Круглый стол был инициирован депутатом МГД от КПРФ Леонидом Зюгановым, однако, он по состоянию здоровья не присутствовал, заменяла его коллега по партии Елена Шувалова. Больше депутатов МГД не было, были еще парочка помощников депутатов от КПРФ. Также из от органов власти присутствовали представители Департамента природопользования (далее ДПИООС), Департамента финансов и бюджетного учреждения «МосЭкоПром» при Департаменте ЖКХ (который является государственным заказчиком по контрактам на вывоз мусора по 9 округам Москвы на 15 лет), не представившийся представитель прокуратуры (то ли природоохранной, то ли обычной, так и не стало понятно) и Владимир Кузнецов, который является муниципальным депутатом в Замоскоречье, однако больше был в роли эксперта по раздельному сбору отходов и руководителя компании ЭкоМинус, субподрядчика по госконтрактам в одном из округов (САО). Со стороны жителей и активистов были представители движения Раздельный Сбор в САО и местные жители.
15-03-13_112

2. Почему САО был в фокусе? Потому что именно в этом округе начала реализовываться часть госконтрактов по вывозу мусора касательно внедрения раздельного сбора отходов. Подробнее об этих госконтрактах можно почитать здесь, а также мы постараемся подготовить для вас подробный разъясняющий пост. Субподрядчиком по данному контракту стала фирма ЭкоМинус под руководством Владимира Сергеевича Кузнецова, одного из передовиков раздельного сбора в Москве и в России, с чем мы можем поздравить жителей САО, ведь эта компания действительно хочет и стремится внедрять раздельный сбор. В отличие от, по словам Владимира Сергеевича, основных подрядчиков по контрактам, которые к этому вопросу относятся очень посредственно.
15-03-13_069

3. Жители и местные активисты представили свое видение по вопросу отходов в округе и в городе, они заявили, что хотят внедрения более экологичных технологий, в частности, раздельного сбора и переработки отходов. Они заявили, и это подтверждается несколькими соц.опросами, что москвичи готовы разделять мусор и будут это делать при внедрении доступной инфраструктуры. Владимир Сергеевич рассказал, что и представители бизнеса также заинтересованы в переходе на раздельный сбор, но это сложно реализуемо в условиях 15-летних контрактов, в которых раздельный сбор прописан лишь формально. В результате, даже при всех стараниях ЭкоМинуса и других субподрядчиков возникает множество проблем и неудобств для жителей. Представитель Раздельного Сбора Мария Налич зачитала очень интересный и содержательный доклад об обстановке с реализацией данных госконтрактов. Она отметила, что большая часть работы с отходами возлагается на плечи волонтеров. Также она выразила общее недовольство жителей по поводу мобильных пунктов сбора вторсырья. Для них работа этих пунктов, приезжающих дважды в неделю и останавливающихся всего на час, да еще и в будни, когда большинство людей на работе, не удобна. Порой они даже не приезжают или не принимают вторсырье в малых количествах.
15-03-13_053
Особое внимание Мария обратила на информирование и экологическое просвещение. В гос контракте не прописано кто должен этим заниматься. Люди просто не знают о возможности сдавать вторсырье. Главное жители хотят разделять мусор на благо экологии, но чиновники почему то не уважают их желание. Таким образом принуждая выбрасывать мусор в обычные помойки. Инициативные группы граждан занимались информированием, расклеивая карты с отметками пунктов, но долго объявления не висели, их постоянно срывали. Активисты распространяют информацию через социальные сети, но и этого недостаточно. Для того, чтобы люди были просвещены в данном вопросе Мария Налич предложила следующее: печатать адреса пунктов  на обратной стороне ЕПД, распространять листовки через почтовые ящики, публиковать карты в окружных газетах, расклеивать объявления на информационных щитах управ, использовать интернет ресурсы, показывать социальную рекламу.
15-03-13_044

4. Кстати, про закон московский номер 68 и федеральный номер 89 никто из чиновников не вспомнил. Однако же эти законы регламентируют повсеместное внедрение раздельного сбора и переработки. Даже штрафы есть.
5. Далее слово дали организатору экологического движения в Московской школе № 686, Старченковой Анастасии. Она рассказала о внедрении идеи раздельного сбора в школах. Для того, чтобы люди разделяли мусор, им нужно еще в детстве объяснить, что такое правильное использование ресурсов, рассказать о переработке, для чего она нужна, почему так важно разделять мусор. С ранних лет дети должны думать о важности заботы об экологии. В школе № 686, под кураторством Анастасии, помимо стандартного разделения мусора, дети собирают крышки от пластиковых бутылок и создают арт инсталляции. Анастасия: «Кто один раз попробовал раздельный сбор дома, потом уже не может остановиться» :)
15-03-13_084

6. После выступления активистов, слово дали чиновникам. На заседании решались вопросы 11 округов Москвы и это заслуживает внимания как минимум заместителя руководителя Департамента ЖКХ, который ответственнен за отходы в Москве, но на заседание пришел начальник отдела контроля за обращением с отходами Департамента Природопользования (!) Дмитрий Бархатов. Он предложил давать налоговые льготы для предприятий, занимающимися раздельным сбором. Опять же, про наличие законов, обязывающих осуществлять раздельный сбор, никто не вспомнил. И да, также он заявил, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды не должен заниматься раздельным сбором, это прямая обязанность Департамента ЖКХиБ.
15-03-13_092

7. От самого ДЖКХ никого не было, но присутствовал Невейкин Петр Павлович - директор ГКУ МосЭкоПром Департамента ЖКХиБ, как раз и ответственный за эти госконтракты. Его выступление больше всего заинтересовало присутствующих, как самого близкого к этой ответственной теме. Начал свой доклад с подведения итогов, рассказал об улучшениях в работе, о обновлении контейнеров и техники, о том, что все мобильные пункты сбора вторсырья перешли на евро 4 и евро 5. Далее директор МосЭкоПрома привел статистику, что 16% от всего количества мусора переработано, а это в цифрах - 287 000 тон из 1 744 000 тон. Однако, практически все это вторсырье было выделено на сортировочных станциях, что он посчитал очень хорошим показателем.  Напомним, что в Замоскворечье “ЭкоМинус” доказал, что возможно отсортировать 60 % отходов еще на стадии их образования, то есть внедрив раздельный сбор для жителей на контейнерных площадках. Если бы к сортировке мусора подрядчики относились бы более ответственно, и инфраструктура была доступна большему количеству людей, объемы переработанного мусора в Москве увеличились бы в трое. Также Невейкин пояснил, что “МосЭкоПром” не вмешивается в бизнес, он только находит субподрядчика, что происходит дальше - не в его компетентности, что всех очень удивило. В чьей же тогда это компетенции - непонятно. На вопросы активистов, что же тогда можно сделать для улучшения ситуации, он сказал, что они могут надеяться только на себя во взаимодействии с подрядчиками напрямую, их учреждение здесь никак способствовать не будет. Мы расцениваем это как прямой посыл куда подальше. Также, он отметил, что на каждый район должно быть по одному мусоросжигательному заводу (!). Он привел опыт западных коллег и выразил недоумение по поводу недовольства граждан на тему строительства мусоросжигательных заводов в черте города. На вопросы о мусороперерабатывающих заводах Невейкин не отвечал, он их игнорировал, при этом продолжал активно пропагандировать мусоросжигательные заводы. Нам стало понятно из услышанного, что чиновник просто не может разобраться в терминологии - что есть мусоросжигание, что есть переработка, и что есть сортировка.
15-03-13_108

8. Данные госконтракты приняты были на 15 лет, какие-то из них реализуются с 2013 года, какие-то с 14 и 15. Однако по многим из них возникают нарекания как по содержанию, так и по исполнению. А уж на стадии их составления вообще видимо никто не подумал спросить москвичей или экспертов. Как сказал В.С. Кузнецов: «Допускать чиновников до раздельного сбора было просто нельзя». Вопрос, при этом, крайне серьезный.

Вот, собственно, и все! Хотелось бы подытожить также тем, что жители явно пришли выговориться, а чиновники - помолчать, и это им удалось, а вот каких-то других итогов данного мероприятия мы подвести не можем. Официальный итог - мероприятие состоялось, было стенографированно, материалы будут переданы депутату Зюганову, который будет с ними работать

Мусор, тем временем, продолжает образовываться и массово ехать на свалку или на сжигание.